Челябинская таможня обращает внимание граждан и юридических лиц на возможность разрешения споров с таможенным органом без участия суда.
По закону жаловаться можно как в суд, так и в вышестоящие таможенные органы. Любое заинтересованное лицо вместо обращения в судебный орган вправе подать жалобу в вышестоящий таможенный орган по отношению к тому органу, который принял обжалуемое решение. Иными словами, жалобы на таможенные посты рассматривают таможни, жалобы на таможни – региональные таможенные управления.
Подача жалобы не предусматривает финансовых затрат, которые в судах отнесены к категории судебных расходов (государственная пошлина, затраты на оплату услуг адвокатов, сбор доказательств, командировочные расходы).
Обязательные требования к форме и содержанию жалобы:
жалоба подаётся в письменной форме;
заявитель должен подписать её собственноручно;
к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия заявителя.
Жалоба не может быть принята, если:
Полномочия представителей организации определяются в доверенности. При этом доверенность:
подписывается руководителем и скрепляется печатью;
содержит право на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела.
Сроки подачи
Жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов.
Исключение: пропуск срока обжалования может быть восстановлен, если он пропущен по уважительным причинам.
Если жалоба подана надлежащим лицом, в срок и по установленной форме, с приложением необходимых документов, то она будет рассмотрена в месячный срок со дня поступления.
При рассмотрении жалобы таможенный орган не связан доводами заявителя и проверяет обжалуемое решение на соответствие требованиям законодательства в полном объеме:
- наличие правовых оснований для принятия решения, совершения действия (допущения бездействия);
- соблюдение нижестоящим таможенным органом законодательно установленной процедуры принятия решения, совершения действия;
- полномочия лиц, принявших обжалуемое решение, совершивших обжалуемое действие, на принятие данного решения, совершение указанного действия.
В ходе рассмотрения жалобы исследуются коммерческие, транспортные и таможенные документы, послужившие основанием для принятия обжалованного решения.
Решение по жалобе вступает в силу немедленно, нижестоящий таможенный орган не вправе его оспорить. Тогда как решения судов первой инстанции вступают в силу лишь по истечении срока для их обжалования или после вступления в силу постановления вышестоящего суда.
Во всех случаях копия решения по жалобе направляется или вручается лицу, обратившемуся с жалобой. Получив её, заявитель может сам принять решение о дальнейшем обжаловании.
Подача жалобы в вышестоящий таможенный орган, не исключает дальнейшего обращения в суд, если результаты рассмотрения жалобы таможенным органом его не устроят.
Надо сказать, что организации и граждане довольно часто пользуются правом на обжалование решений таможенных органов в суды.
В 2017 – 1 квартале 2018 года к Челябинской таможне в суды подано 180 исков по спорам, возникшим из административных и иных публичных правоотношений. При этом по 32% из них организации и граждане впоследствии отказались от исковых требований в связи с урегулированием спора во внесудебном порядке по результатам ведомственного контроля со стороны вышестоящих таможенных органов. Данный показатель существенно превышает количество исков, рассмотренных не в пользу таможенных органов. Так, заявленные истцами требования удовлетворены судами только по 19% поданных исков.