Персональные инструменты

Интерактивная карта района

Навигация

Вы здесь: Главная | Информация федеральных органов | Федеральная налоговая служба | Электронная подпись по новым правилам: что необходимо знать

Электронная подпись по новым правилам: что необходимо знать

1 января 2022 года в силу вступили изменения в закон о квалифицированной электронной подписи (КЭП) для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов, регулирующие правила её получения и использования. Наиболее актуальные вопросы налогоплательщиков, касающиеся нового порядка выдачи КЭП, и ответы на них.

1. Что изменилось в порядке выдачи КЭП с 1 января 2022 года?

С 1 января 2022 года изменились правила получения усиленной квалифицированной электронной подписи для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов. Функции по выпуску КЭП для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов теперь возлагаются на ФНС России. Для получения данной услуги действует принцип экстерриториальности: налогоплательщик может обратиться в любой налоговый орган, независимо от места жительства и места постановки на учет организации или ИП. Квалифицированный сертификат выпускается на основании заявления при предъявлении паспорта, СНИЛС и после процедуры идентификации. Для записи квалифицированного сертификата необходимо предоставить носитель ключевой информации, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России.

2. Может ли заявитель при обращении в налоговый орган предъявлять не оригиналы документов, необходимых для выпуска электронной подписи (ЭП), а их заверенные копии?

В соответствии с законодательством, при обращении в налоговый орган для получения КЭП налогоплательщик должен представить оригиналы документов либо их копии, заверенные надлежащим образом, то есть нотариально. В данном случае представление копий будет вполне правомерным.

3. Ключи от КЭП, которые выдает налоговый орган, необходимо записать только на защищенные носители, то есть стандартные флеш-носители для этого не подходят. Как правильно подобрать токен, соответствующий всем стандартам? И можно ли использовать для этих целей ключевой носитель, на котором уже записаны другие сертификаты?

Сертификат ключа проверки электронной подписи юридического лица (индивидуального предпринимателя, нотариуса) должен быть сертифицирован Федеральной службой по техническому и экспортному контролю Российской Федерации или Федеральной службой безопасности Российской Федерации. При этом предъявлять сертификат полного соответствия на ключевой носитель не придется – в налоговых органах, предоставляющих услугу по выдаче КЭП, реализована возможность автоматической проверки ключевых носителей по требованиям их соответствия. Количество записанных закрытых ключей (уникальная последовательность символов, с помощью которой формируется каждая электронная подпись) ограничено только объемом памяти ключевого носителя.

4. В том случае, если индивидуальный предприниматель сменил место жительства, должен ли он перевыпускать квалифицированный сертификат ключа электронной подписи?

Квалифицированный сертификат проверки электронной подписи содержит следующую информацию:

  • · уникальный номер квалифицированного сертификата, а также даты начала и окончания его действия;
    • фамилию, имя отчество и основной государственный регистрационный номер индивидуального              предпринимателя;
  • · СНИЛС и ИНН;
  • · уникальный ключ проверки ЭП;
    • · наименование и место положения налогового органа, выдавшего квалифицированный сертификат, номер квалифицированного сертификата;
  • · иные сведения.

Место нахождения владельца КЭП указывается исключительно в отношении юридических лиц. Таким образом, в том случае, если индивидуальный предприниматель сменил место жительства, необходимости в перевыпуске квалифицированного сертификата ключа электронной подписи нет.

5. В каких случаях действие квалифицированного сертификата ключа электронной подписи должно быть прекращено?

Прекращение действия ключа ЭП осуществляется в следующих случаях:

  • · в связи с истечением установленного срока его действия;
  • · на основании заявления владельца КЭП, которое должно быть подано на бумажном носителе;
  • · в случае прекращения деятельности налогового органа, выдавшего КЭП;
    • в случае поступления заявления о получении квалифицированного сертификата ключа электронной подписи в налоговый орган;
  • · в иных случаях.

6. Можно ли получить КЭП в налоговом органе по нотариально заверенной доверенности от директора предприятия? Или же ему необходимо приехать лично?

Для создания квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи заявитель может подать документы в налоговый орган одним из следующих способов:

При этом получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи заявитель должен в налоговом органе лично.

7. Каковы могут быть основания для отказа в предоставлении услуги по выпуску квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи?

В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 №63-ФЗ "Об электронной подписи" для отказа в предоставлении услуги по выпуску КЭП являются следующие основания:

  • отсутствие документа, удостоверяющего личность заявителя, СНИЛС либо отказ заявителя предъявить должностному лицу налогового органа указанные документы;
  • · несоответствие информации в представленных заявителем документах с информацией, содержащейся в информационных ресурсах;
  • отсутствие носителя КЭП для записи, его неработоспособность либо его несоответствие предъявляемым требованиям.

 

Госуслуги

Аукционы и конкурсы

Телефоны горячих линий

Оценка регулирующего воздействия

 

 

army.png